Пан Дохва (aka Korg) (pan_dohva) wrote,
Пан Дохва (aka Korg)
pan_dohva

Categories:
Я не большой любитель праздников. Как-то не сложилось. Может, потому что в родительской семье праздники были просто еще одним выходным, в который нужно было работать на даче или в деревне. Может потому, что мама не любила накрывать стол. Может потому, что не понимаю, чего люди от этих праздников хотят. Может еще по какой причине. Но вот не люблю.
.
.
"Праздничные" отмечания и поздравления зачастую вообще меня вводят в ступор. Я не очень понимаю, как в одной голове укладывается возможность праздновать Пасху и День Победы, день ВОСР и Радоницу... Ну это совсем из разных миров праздники! Я вижу какое-то фанстасмагоричное смешание вселенных просто, чесслово. Единственное, что как-то укладывает все эти противоречия в мой моск, так это понимание разных функций "праздников". Потому что люди зачастую отмечают не "победу дедов" и не "вокресенье Христа" (мне вот интересно, если выйти на улицы и поспрошать людей, в чем смысл той же Пасхи или Вербного воскресенья, то многие ли ответят по-церковному правильно?). Люди просто отмечают очередной праздник.
.
На самом деле праздники - это очень важные социальных механизмы. И люди их отмечают по очень разным, но взаимосвязанным причинам.
.
1. У любого праздника есть то, что Бахтин назвал функцией "карнавала" - переворачивание. То есть это время, которое не такое как остальное: во время праздника можно/нужно делать то, что не делается в иное, обыкновенное, профанное, рабочее время. Ну там, много есть, бухать,переодеваться в разные костюмы, выходить на улицы со всякими штуками, поздно ложиться спать, громко петь всякие песни и вотэтовотвсе. Поэтому праздники так любят дети.
.
2. Еще что важно - праздники определяют предсказуемость хода жизни. Они выступают в роли маркеров извечного цикла бытия; уверяют, что все было и все будет - будет весна, будет лето, будет жизнь. И можно эту жизни планировать, и можно эту жизнь жить: до пасхи, до купалья, до дедов, до рождества... Сильная психологическая функция стратифицирования времени, разбиения повседневности на этапы.
.
3. Отмечание праздника с друзьями-родственниками-знакомыми-товарищами объединяет людей - солидаризирует; показывает, что "мы есть, мы вместе, мы - сила". И это отличие "нас" от "других". Это укрепление межгрупповых связей, как далеко люди ни были бы разбросаны в повседневной жизни. Потому есть государственные праздники, с помощью которых государство объединяет народ.
.
4. В праздники принято поздравлять друг друга, говорить приятные вещи и всячески показывать, что мы не забыли друг друга. Это повод напомнить о себе, узнать,как дела у других - коммуникативная функция и основания для обидок, если кто кого не поздравил. Потому мой папа в такие дни берет телефонную книгу и садится за обзвон родственников, друзей и знакомых.
.
5. Сюда же и трансляционная функция - передача традиции из поколения в поколение: передача "этапирования" времени, передача способов проведения этих этапов и отмечания времени перехода от одного этапа к другому. Что сейчас остается от предыдущих поколений, фольклорной традиции? Праздники - даты, костюмы, песни, кухня.
.
6. Есть еще мемориальная функция. Это напоминание себе и другим о чем-то значимом - о конституции, о победе, о дне знакомства или другом каким моменте, значимом для человека, группы, общества. Понятно, с солидаризацией, коффуникацией и, возможно, карнавализацией.
.
7. Маркетинг - куда ж без него в современном мире. Сейчас открыткой не обойдешься - нужны подарочки, сувенирчики, приезентики и прочие виды опредмеченных доказательств памяти и внимания.
.
Может я чего и забыл, но в целом так: психология, политика, коммуникация, память и маркетинг.
Tags: подумалось
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments