?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первоначально размещено на Bestiary.us. Вы можете оставить комментарии здесь или на там.

Продолжаем. Начало здесь.
Итак...
____
Итак, люди верили, что после смерти некая часть человека (душа, дух, ба и т.д.) не исчезают бесследно, а в каком-то виде остаются существовать. Они могут слиться с первопредком, или отправиться в иной мир, а могут и остаться на земле, опекать своих отпрысков и из род. Таких духов могли почитать на местах их захоронения, приносить жертвы частям их тел, а могли сооружать для них индивидуальные "жилища".

.
Так, например, в странах Индокитая (Тайланд, Лаос, Камбоджа) около домов издавна делали и теперь делают домики для духов умерших, которые остаются на земле, дабы опекать свои семьи:
домики для опекунов поля называются САНПРАПУМ, дома – САНТАЙЯЙ... Когда делаются такие домики, очень важно, чтобы тень от дома не падала на домик духа, и наоборот. Миры рядом, но лишний раз пересекаться им не стоит.
пещера Као Вонг Кот
.
В Корее считали, что умершие становятся духами КВИСИНАМИ, которых есть много видов, потому что после смерти каждый человек становится Квисином, сохраняет бывшие при жизни ощущения и восприятия мира. Квисины вездесущи и всепроникающи, они выполняют различные функции, участвуя во всех людских делах, потому их почитают и боятся. Селятся они в заброшенных строениях, в развалинах, а также в пещерах и прудах.
.
Квисины делятся на духов стихий – ЧАЕНСИН, животных – ТОНМУЛЬСИН, людей – ИНЧХЕСИН, дома – КАСИН, злых духов – ЧАРСИН и т.д.
.
А в Древнем Риме умершие назывались МАНАМИ. Считалось, что они часто уходят в землю, а потом делятся на разные виды.
.
Люди, которые при жизни были добрыми и заботились о своей семье, становились ПЕНАТАМИ (от penus (кладовая) или penitus (что внутри) – своего рода домовыми, хранителями жилищ. (Оттуда выражение «Вернуться в родные пенаты», оттуда же слова "пенал" и "пенис"). Им посвящались домашние алтари.
Ларарий - в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам - ларам, пенатам.
Ларарий дома Веттиев. Помпеи. I век до н.д. Гений в окружении ларов
.
Маны могли становиться ЛАРАМИ – покровителями не только одного дома, но всей семьи (куда входили и рабы), общины, государства, земли... Ларов часто встречали в виде змей (вспомним славянских ужей, нагов древних индийцев, шаапетов (Շահապետ) армян). Интересно, что лары были привязаны к территории и никогда не покидали жилище, в отличие от пенатов, которых можно было взять с собой при переезде на другое место.

Помпейский ларарий
.
Еще говорили о персональных духах-хранителях. Каждый человек имел собственного гения, духа-защитника. Гении так же отвечают за производство потомства, поэтому брачное ложе под особой защитой гениев. Мужчина при этом имел своего гения, а женщина свою покровительницу юнону. У мужчин они назывались ГЕНИИ, у женщин – ЮНОНЫ.

Личный гений Антония Пия возносит его с супругой. Апофеоз - то есть причисление к лику богов.
.

Юноны. Рельеф из Карроубурга, Северная Англия
.
Гениев как духов-хранителей, определяющие характер и атмосферу чего-либо, могли иметь не только люди, но и предметы, и какие-то особые места.
Гении (700x495, 73Kb)
Гений и Лары. Фреска из Помпей. Ларарий. 69 – 79 гг.
Вверху: в центре антропоморфный гений в тоге с рогом изобилия. По бокам два Лара с ведерками-литусами и рогами-ритонами во время жертвенного возлияния. Внизу: две  змеи - гении места, ползущие к алтарю с помещенной на нем жертвенной пищей. Человеческие гении изображались в виде антропоморфной фигуры, а гении местности (лат. genius loci) – в виде змеи. Гений родоначальника семейства (pater familias) изображался тоже в виде змея. Поэтому на фреске, возможно, одна из двух змей является гением первопредка, а другая – гением местности (с).
.
В эллинистический период многие боги стали изображаться в виде змеинотелых гениев:
Clip (441x371, 45Kb)
Исида в короне в виде солнечного диска обрамленного коровьими рогами и Осирис в короне пшент. Между ними на распускающемся лотосе стоит киста с выползающей из нее змеёй с солнечным диском на голове, что откровенно ассоциируется с Гором (с)
.
Это если добрые духи умерших… А вот если злые…
.
Таких демонических существ греки называли ЛЕМУРАМИ, а римляне – ЛАРВАМИ или Лярвами.
Древний Рим. II-V вв. до н.э.
.
Ларвами становились те умершие, которые при жизни отличались отвратительным, злым характером, либо умерли трагической, преждевременной смертью. Говорили, что Лярвы принимают вид призраков или скелетов, насылая на людей страх, нервные болезни и эпилепсию.

Мозаика. Помпеи.
.
Как известно, для предотвращения угрозы со стороны лярв в Риме 9, 11 и 13 мая каждого года устраивались специальные «очистительные» ночные церемонии, так называемые ЛЕМУРИИ или ЛЕМУРАЛИИ.
.
В это время закрывались храмы, запрещалось заключать браки… А в домах глава семьи должен был совершить определенный обряд. Нужно было встать ночью и, помыв руки, взять в рот черные бобы.
.
Потом брать их и бросать их через плечо, повторяя по девять раз, что данными бобами он искупает себя и своих близких.
После действия он был обязан девять раз постучать в медный таз и требовать от лемуров покинуть дом…
.
Занятно, что в современных языках слово «Larva» часто используется для обозначения маски, например, для белых масок венецианского карнавала, натуралистично повторяющих абрисы человеческого лица.
File:Mascaras carnaval.jpg
.
Хотя в русском языке это скорее ругательство по отношению к женщине.
.
Еще лярвами в науке называют личинок насекомых, наверное, за их подобие неподвижной маске (собственно, «личинка» - это и есть маленькая «личина», «маска»).
.
Ну и лемуры...
.
Когда первые исследователи попали на Мадагаскар, они были очень впечатлены огромными глазами и ночным образом жизни неких человекообразных существ. За их подобие неким ночным духам их и назвали ЛЕМУРАМИ.
.
От их дали название гипотетическому (предположительно существовавшему, но скорее всего нет) континенту Лемурия.
.
Лемурию помещали в Индийском океане, потому давайте заглянем еще в Индию, чья мифология в своем древнейшем – индуистском – пласте очень близка европейской.
.
В древнеиндийской мифологии духи умерших, в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остающиеся жить среди людей – такие духи назывались ПРЕТАМИ.
3165375_o_b70b75d76a8afa6dc6cf275ef43624b7 (535x406, 23Kb)
.
За это время людям необходимо совершить определённый ритуал, чтобы Преты соединились с ПИТАРАМИ (умершими предками, пребывающими на третьем небе) в небесном царстве, и не стали БХУТАМИ, демонами из свиты Шивы.
.
Бхуты обычно враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут быть также хранителями деревни или дома, где они поселились. По суеверным представлениям, бхуты — оборотни, принимающие облик свиней, лошадей, великанов, карликов и т.д.
.
У славян тоже считается, что какое-то время после смерти человеческая душа бродит по земле. Обычно говорят про 40 дней (сороковины). В течение этого периода душа умершего пребывает на земле, возвращается в свой дом, витает вокруг могилы, посещает места, в которых бывал умерший, «ходит по мытарствам», а в 40-й день окончательно покидает землю.
.
В народе говорили: «три дня в доме, до девяти дней во дворе, до сорока дней — на земле».
.
После этого срока умерший человек причислялся к ДЗЯДАМ.
.
Несколько раз в год (от 3 до 6 раз) славяне отводили специальные дни, когда поминали умерших, «кормили души»: готовили особую поминальную пищу). Считается, что в Беларуси сохранились самые древние ритуалы такого поминовения.
.
Главными были Дмитровские, осеньские ДЗЯДЫ. Их отмечали на отмечали на третьей неделе после Покрова (начало зимы, птицы улетают на юг, змеи уходят под землю). Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции — православную и католическую. Государственный День памяти — 2 ноября.

Станислав Багеньский
.
Раньше это был домашний, семейный день. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли воду и веник для предков. Хозяин зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов...
.
В Латинской Америке примерно в тоже время отмечают День мёртвых (исп. Día de Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших (Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор).
По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам.
File:Catrinas 2.jpg
.
Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками — Днём всех святых (1 ноября) и Днём всех душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником, включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.
.
В католическом мире в это время отмечают День всех святых, когда почитают всех христианских святых, и канонизированных, и неизвестно почивших. Дата празднования 1 ноября, как и у славян, восходит к празднику окончания уборки урожая (САМАЙН).
.
Переосмысливая языческий праздника, христиане Англии и Ирландии в VIII в. начали праздновать 1 ноября память всех святых. Вскоре эта дата была перенята Римом.
File:Icon of All Saints (18 c., Tretiakov gallery).jpg
Поздняя «Икона всех святых» (XVIII век)
.
А потом все равно в рамках народных традиций люди в канун дня всех святых стали отмечать ХЭЛЛОУИН (All-Hallows-Even, что значит «Вечер всех святых») – время, когда мертвые и всякая нечисть правят бал на земле.
.
Кстати, обычай надевать костюмы и носить с собой «светильник Джека» (тыкву с рожей) появился только на рубеже XIX и XX веков. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризируется и там.
.
Однако вернемся домой.
.
Помимо Зьмітраўскіх дзядоў поминали умерших и на Маленицу, на Прощеной неделе.
Файл:Pan-cake-day-in-Russia-XVII.jpg
С. Л. Кожын. Масленіца ў XVII стагоддзі.
.
В один из вечеров хозяин садился под иконами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Потом по очереди все члены семьи просили прощения у него, потом у матери: «Прости, родной отец, если чем согрешил перед тобой, языком или делом». Потом все сдились на лавки – сыновья справа, дочки слева – а отец выходил на середину дома и уже у них сам просил прощения.

К. Крыжаноўскі. Прабачэння дзень. XIX ст.
.
Следующий раз поминали Дзядов на РАДАЎНІЦУ – во вторник через неделю после Пасхи (первое воскресение после первого полнолуния, что наступает вслед за весеннем равноденствием - в этом году будет 10 мая). "Радаўніца" от «рада» - «совет», еще «дать рады» - успокоить, решить проблему. Впрочем, есть и иные этимологии.

File:Поминки на Радоницу XIX.png
Поминки на Радоницу. XIX в.
.
На Страстной, пасхальной или Радоницкой неделях у восточных и южных славян совершали поминовения предков, основанные на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху.
.
.
Если Осеньские деды - домашние, то на Радаўніцу принято поминать усопших предков на кладбище. Потому кто в тот день сразу идет в церковь, кто не идет, но потом все собираются на предвариельно убранных могилах, поминаюь умерших. Православная церковь не очень жалует эту традицию.
/i/content/pi/cult/443/9231/6-3.jpeg
Радаўніца. А. Кашкурэвіч
.
Несколько особняком в ряду поминальных дней стоит СЕМИК - седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи (там же Ставровские деды), откуда и название "русальная неделя".

К.Маковский. Русалки выходят из воды перед Троицей.
.
Особенность этого периода - от Пасхи-Радоницы до Троицы-Семика - в том, что духи умерших "ходят" по земле (в том числе и русалки - души девушек-топленниц). Потому еще одной отличительной чертой Семика являлось поминовение «ЗАЛОЖНЫХ» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»).
File:В ночь под Троицын день 1896.jpg
.
По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля. Поэтому они остаются НЕУПОКОЕННЫМИ и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами – как русалки, лешие и прочая нечисть-нежить.

Навьи в Полоцке - причина эпидемии. 1092 г.
«Человеци глаголаху, яко навье бьють полочаны»
.
Поминать ЗАЛОЖНЫХ ПОКОЙНИКОВ (их не в земле хоронили, а закладывали ветками и камнями) разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ.

А,К. Саврасов. Могила на Волге.
.
Итак, подытоживая: практически все народы мира считали, что после прекращения жизни тела, какая-то часть человека оставалась быть. В зависимости от того, когда и как человека родился, как он жил и как умер, эта оставшаяся его часть – ДУША – или отправлялась к предкам (к душам в ВЫРАЙ или сливалась с богом РОДОМ), или оставалась «на пакуты» (в Пекле, либо на земле).
.
Тех, что ушли к предкам, звали, как мы уже знаем, ДЗЯДАМИ, а тех, что умерли плохой смертью, – УПЫРЯМИ. Как писал один древний летописец «славяне клали требы упырям и берегиням».

"Берегиня" А. Угланов; "Упырь" В. Славук
.
Упыри – это неупокоенные мертвые, злые и опасные. Берегини – духи-охранители и защитники людей.
.
Из вот это веры в Упырей (от «пыръ», то есть пар, дух, нечто невесомое), то есть неупокоенных душ впоследствии появились русалки и мавки, домовики и водяные, неупокоенные мертвецы и ходячая нежить, костомахи и ератники...
.
Но обо всем об этом после.
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sheric
Mar. 23rd, 2016 08:26 pm (UTC)
Спасибо! Жалею, что узнала об этом только сейчас - забывают у нас истоки.. исчезают традиции.
pan_dohva
Mar. 24th, 2016 05:57 am (UTC)
Город, город съедает старое. Живые традиции могут быть только на земле.
azarkinm
Apr. 24th, 2016 08:41 am (UTC)
Пагаджуся. Горад гэта моцная мясарубка, якая ўсіх перакручвае і з'яўляецца нейкае ЯНО амаль без традыцый і з маленькімі каранямі.
pan_dohva
Apr. 24th, 2016 12:05 pm (UTC)
Іншая права, што горад усё роўна вымагае стварэнне своёй уласнай міфалогіі. Пра што можна і ў Струацкіх пачытаць, і ў Олдзі...
pan_dohva
Jan. 5th, 2018 06:44 am (UTC)
Раньше, до дракона, морями управляли души утопленников – Мульквисины или сусины. Духи были разной силы и особенно выделились четверо из них. Тонхэсин – дух восточного моря, который обитал в Янъяде, Сохэсин – дух западного моря, который жил в Пхунчхрне, Намхэсин – дух южного моря, который жил в Наджу, и Пукхэсин – дух северного моря, который жил в Кенсоне.
Еще выделялись семь духов водоемов, их звали Чхильдоксинами.
Всем этим духам, разумеется, требовались жертвоприношения и их совершали весной и осенью, прося освободить от наводнений и беспорядков в стране. Жертвы приносились в виде особых пятицветных ритуальных денег, которые бросались в реки, заливы, бухты, в общем, во все места, где была вода.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Powered by LiveJournal.com