Пан Дохва (aka Korg) (pan_dohva) wrote,
Пан Дохва (aka Korg)
pan_dohva

Самолюбования псто

С университета я ушел, но полставки там у меня осталось.

Трем потокам читаю разные предметы. Иногда, когда остается время на последней паре, прошу студентов написать, что в курсе понравилось, что не понравилось. Конечно, почти всегда пишут, что все окей - зачет/экзамен-то все еще впереди. Но мне ж правда интересно знать, что на лекциях заходит, а что нет, каких приемов добавить, а что убрать... Потому вчитываюсь и пытаюсь ловить между строк. Впрочем, один недостаток отмечают очень часто:

"...очень быстро ходите, голова кружится"
"...когда вы рассказываете лекцию, за вами хочется наблюдать НО! Это очень сложно, т.к. начинает кружиться голова. Пожалуйста, останавливайтесь хоть ненадолго :) "
"...тяжко воспринимать информацию, когда вы быстро ходите"

Да, старая привычка, не могу от нее отказаться. Когда я думаю, я не могу сидеть. А лекций "с листика" я не читаю, все сразу в голове, потом в схемах на доске. Как можно читать лекцию сидя - не представляю. Но, видимо, придется-таки себя заставлять. Главное, не забыть это напоминание самому себе потом.

Интересно, что пишут студенты (1 курс) в положительных сторонах лекции. Интересно не в плане самолюбования, я с точки зрения того, чем мои лекции отличаются от других. То есть, чего учащиеся недополучают от иных преподов.

- помощь в адаптации к университетской жизни, советы по работе с рефератами, курсовыми - обычно мы, преподаватели, не очень понимаем, что первокурсники еще не совсем студенты. Да, они типа взрослые, типа самостоятельные... Но в большинстве случаев даже самые разухабистые и "дерзкие" этим своим псевдосмелым поведением скрывают растерянность и не понимание того, чего НА САМОМ деле от них хотят и требуют. Понятно, есть какие-то вводные занятия, есть кураторы и прочее всякого организационное. Но это часто просто официоз. Между тем каждый ведь может хотя бы просто спросить, как идут дела, есть ли какие проблемы, нормально ли идет вливание в "студенческое русло", поделиться какими-то шутливыми советами... С другой стороны, только вот вымучивать из себя ничего не надо: не "прет" общаться со студентами - не надо. А то помню таких... Какбэзаботливых. Здесь такая тонкая грань... С тем же амикошенством, например. С любимчиками. С заигрыванием тем же. Ведь на голову садятся очень легко. В общем, помогать и спрашивать, внимать и строить!

- доходчивость, понятность, молодежный стиль изложения - здесь вопрос, конечно. На сколько способен преподаватель переложить свой предмет на язык, понятный аудитории. Кто там, Рассел чтоли, говорил, что если не можешь объяснить свою работу пятилетнему, то ты шарлатан. С другой стороны, никто не отменял необходимости осваивать научный категориальный аппарат, термины и понятия. Без этого куда? Никуда. Но вот есть у меня один великолепный пример - Шавель Сергей Александрович. Один из виднейших и сильнейших белорусских социологов. Мне повезло быть его учеником. В свое время он приходил на работу с исписанными листками бумаги, а мы, младшие научные сотрудники и его аспиранты, набирали его тексты на компьютерах. Хорошая была практика, без нее фиг бы я прочитал столько его статей и отчетов )) Так вот, меня всегда поражало, как он мог практически любую тему разжевать и преподнести так, что было понятно абсолютно все! При этом он не избегал ни терминологии, ни каких-то сложных слов. Зато всегда давал им определения (или прямо в тексте, или сносками) и практически всегда с этимологией - с объяснением происхождения. Теперь в аудитории я сам всегда стараюсь поступать так же. Ну и плюс к тому, иногда могу - для общего понимания - несколько упростить и сформулировать на "молодежном языке". Ну а чо не похулиганить-то?! )

- акцент на непонятных словах, терминах - на самом деле я очень люблю замороченные формулировки и всякие непонятные словечки. Их ипользование держит аудиторию в тонусе. А когда еще и объясняешь, чего непонятного сказал, так и запоминается лучше. Занятно, что многие преподы просто сыпят терминами не заморачиваясь на объяснениях. Помню, нас на первом курсе просто убило слово "парадигма". Интернетов тогда не было, мы недоумевали. А ведь просто все - замени на "течение" какое или "учение", да расскажи чуток про Куна с Поппером и Лакатосом. Дети не просто слово запомнят, так и зачатки социологии науки получат.

- схемы - да, это фишка. Если курс построен логично и четко, его вообще можно без текста преподносить, только картинки и схемы. Причем без тех халтур, когда в схемах текста больше, чем просто на листе бумаги. И студентов учу: делаете текст, не поленитесь, сделайте по нему схему. Пусть даже только для себя - очень помогает налодить дырки в рассуждениях.

- примеры из жизни, юмор - а вот это больше, наверное, для себя. Чтоб самому не скучно было. Потому что ну этож задалбывает, когда несколько раз читаешь одно и тоже.

- подача информации для общего развития - тоже своего рода эгоизм. Мне ж потом с этими студентами работать, читать им другие курсы, проверять практику, быть в комиссиях на курсовых и дипломах. С дураками работать не интересно.

- диалоги, обсуждения, можно задавать вопросы без страха и унижения - это, блин, еще со школы помню. Были такие, которые после вопроса сморят на тебя, как на говно, типа "как это можно не знать?!" После такого конечно спрашивать ничего не хочется. Но бля - вот это реально выбешивает. Как можно чему-то учить - и без вопросов из аудитории? Вбивать знание как гвозди в головы? Так это ж не знание, а начетничество и схоластика. Блин, да и самому разве не стыдно?

- уважаете наше мнение, отношение как к равному - это не мне спасибо, это вопрос к тем, кто так не делает.

- жизненно-научный подход - это, видимо, про попытки привязать любую лекционную тему к практике. А в социологии по другому и нельзя, наука же про жизнь, повседневность.

Вообще, преподавать - оно неплохо. Но денег за это платят очень мало. Да и не с каждым курсом от работы получаешь хоть какое-то удовольствие. Бывают же такие вот "мертвые", ну хоть танцуй голым при костре...  Нет, я бы не хотел работать только преподавателем. И вообще - вся наша система образования мне не нравится.

Мне многое кругом не нравится.
Tags: жизнь, студенты
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments